Saturday, September 24, 2011

Город как текст: сквозь объектив фотоаппарата

Открывая объектив камеры , художник проецирует своё видение на окружающий его мир. Он пытается прочесть внутренний смысл вещей.
Его пронизывающий взгляд извлекает саму суть , пытается воссоздать ,описать заново объект.
Повествуя , фотограф рассказывает новую историю, он создает пространство визуального текста, которое , отныне, занимает свое место между людей.

Эта статья- интервью с фотографом Атсуси Накамичи, который работает с архитектурой, как
с пространством метафор и скрытых смыслов.

Как Вы начали снимать архитектуру?


В 80-х годах я снимал бутики японских дизайнеров − Comme des Garçons, Kawakubo, Yohji Yamamoto, Issey Miyake. Они тогда начали работать с архитектором Тадао Андо, а я стал фотографировать бутики в его пространствах. Тогда же я познакомился с дизайнером по свету Харуми Фудзимото (Harumi Fujimoto). От нее я узнал, что в освещении важно не направление света, а затенение; что наложение теней позволяет показать и дать почувствовать глубину и объем пространства. Эти слова были для меня важным этапом в начале работы с архитектурой.
Насколько точно представление, которое нам дает фотография об архитектуре?
Если считать, что точность − это фотография архитектуры как таковой, как она есть в реальности, то тогда впечатление от фотографий будет «неточное». Но я считаю, что работа фотографа состоит как раз в том, чтобы на фотографии архитектура производила лучшее впечатление, чем в реальности.

Что тогда может себе позволить фотограф, а что − уже нет?
Фотограф не создает свою реальность, а, наоборот, проникает в чужую. Он стремится понять архитектора, представить себе, о чем тот думал, что хотел выразить, создавая тот или иной проект. Но так же он может совершить там и какие-то свои открытия. Я никогда не думал о том, чтобы, к примеру, оформить помещение в своем вкусе, и так показать свое восприятие. Но я использую людей для соразмерности − ведь архитектура создается для них. Если это публичное место, я создаю образ толпы, шума и оживления, заставляя людей двигаться, чтобы изображения «смазалось». В японском есть выражение − «лицевая и изнаночная сторона едины». Я фотографирую то, что кажется «изнаночным», что невидимо. Но для архитектора это видимая реальность. Я стараюсь снимать так, чтобы показать «изнанку» архитектурного объекта, делая его более понятным.

Как вы относитесь к неудачам?
Я обрел мастерство только благодаря тому, что было много неудач. Когда снимаешь какой-то известный или очень большой объект, бывает, очень сильно стараешься, прилагаешь больше усилий, чем нужно. Ну, человеку свойственно заблуждаться... Если я не знаю, с какой стороны подойти к объекту, то представляю, что читаю историю в журнале, постепенно переворачивая страницы. Вот здание снаружи, вот вход, вот проходишь в гостиную, оттуда открывается вид на сад. Дом открывается мне навстречу, и я начинаю снимать в таком естественном порядке.

Как Вы выбираете детали для фотографии?
В моем случае это проблема воспроизведения глубины. Фотография пока существует в плоскости − может быть, скоро появятся трехмерные фотографии, но пока фотография двумерна. Я стараюсь делать акцент на выражении глубины и связи внешней стороны здания и внутренней. Я считаю это очень важным.

Какой аппаратурой для каких задач вы пользуетесь?
Когда как. Когда возможно корректировать освещение фильтрами, я предпочитаю пленку. Тут важна не последующая обработка фотографий, а живая работа на съемочной площадке, важен сам момент съемки, когда нажимаешь на кнопку, освещение, коррекционные фильтры... Это как запись живой музыки − происходит только один раз, вся команда собирается силами, и мы снимаем. А в случае с цифровой фотографией очень важна обработка фото. Пока получится то, что хочет фотограф, делаешь очень много пробных вариантов, соединяешь какие-то из них.
Есть ли особенности съемки японской архитектуры?
В случае с японской традиционной архитектурой больше подходят пасмурные дни, когда нет слишком выраженных теней, контраста, и более различимы все детали. Хорош для съемки сад после дождя. Иногда мы сами разбрызгиваем воду на камни при съемке японского сада. Это помогает лучше передать атмосферу, воздушность этого места. А если зарядил дождь, можно снимать интерьеры.

Какие самые необычные задачи, поставленные заказчиком, вам приходилось решать?
Самое чудесное и необычное, что я снимал в жизни − рыбы. В Токио есть Касайский Приморский парк подводной жизни, построенный Есио Танигути (Yoshio Taniguchi) около пятнадцати лет назад. В большом круговом аквариуме плавают тунцы, и я снимал их, когда они были еще маленькими. Лет через пять Есио Танигути сообщил, что тунцы выросли и он хочет, повторить съемку, чтобы запечатлеть их уже взрослыми.

Что вы пытаетесь передать вашим ученикам?
У меня нет желания объяснять им свое ощущение пространства и предметов, принципы съемки. Наоборот, я спрашиваю у них то, что мне непонятно. Рассказываю только то, в чем разбираюсь. Иногда всплывают проблемы и сомнения, мы обсуждаем их, и появляются контуры решений. Думаю, главный вопрос фотографа − «Как можно увидеть и познать невидимое?»
"взято отсюда – http://www.internirussia.ru/people/interview/2010/10/306/

No comments:

Post a Comment